Сентябрь. В Приморье бархатный сезон. Прибрежные сопки, поросшие невысокими корявыми монгольскими дубами, еще зелены.
Голубое море, лазурное небо. Волны, сверкающие белой пеной. Огромные, совершенно пустынные пляжи с крупным песком и растущими на нем кустиками шиповника с темно-вишневыми, величиной со среднее яблоко плодами, очень сладкими и одновременно слегка солеными от брызг, приносимых ветром с моря.
Мы каждый день проводили орнитологические наблюдения на маршрутах, петляющих по распадкам, по склонам сопок. Но всегда после работы находили время выбраться на побережье. Море выносило на пляжи массу интересного. Здесь были бутылки разных размеров, форм, расцветок, обрывки капроновых рыболовных сетей и канатов, множество пластиковых пакетов, пузырьков и баночек с надписями.
Попадались выброшенные волнами морские звезды и ежи, крабы, рыбы, моллюски. Все это было густо сдобрено водорослями. Мы были не одни на этой морской свалке. По камням с сухим отрывистым криком перелетал синий каменный дрозд — птица, обитающая только здесь, на скалистых прибрежных склонах Южного Приморья. На пляже кормились белые трясогузки — разыскивали во влажном песке рачков-бокоплавов.
Осторожных большеклювых ворон больше интересовали дохлые крабы. Перебегая между камней, цокали любопытные бурундуки. Из-под кустиков травки часто слышался сухой треск — ядовитая змея щитомордник предупреждала о своем присутствии. Мы часто уходили и в дальние бухты — за несколько километров от нашего кордона, до тех пор пока однажды, возвращаясь, не обнаружили на влажном песке следы тигра.
Хотя осень почти не чувствовалась, пролетных птиц с каждым днем все прибывало. По прибрежным дубнякам потянулись на юг дрозды и овсянки. А на пляжах стали появляться стайки куличков. В основном это были песочники — чернозобики, которые все лето проводили в далеких северных тундрах.
Обычно стайки чернозобиков держались на песчаном берегу, у самой воды. Волна набегала на берег, и птицы дружно перелетали повыше, садились и, смешно перебирая ножками, догоняли уходящую воду, что-то выхватывая из влажного пузырящегося песка, очевидно каких-то рачков или мелких морских червей. Так вся стайка скатывалась вниз, до тех пор пока ее не спугивала новая волна. Иногда с чернозобиками кормились и другие песочники. Но определить их вид нам не всегда удавалось, так как в осеннем наряде они очень схожи.