Конский волос применяют или стремятся применить очень многие мелкие птицы. Его используют только на самую внутреннюю выстилку бортов гнезда, которое может состоять из весьма различных материалов. В поисках конского волоса птицы вылетают на дороги, осматривают старые гнезда. По-видимому, конский волос, сложенный кольцами по внутренней стороне бортов гнезда, позволяет сохранить форму лотка при расширении гнезда птенцами в стороны. Гнездо не разрушается, а лишь постепенно раздвигается. Конский волос найти нелегко, и птицы применяют заменитель этого материала — тончайшие длинные корешки, как правило, ели. Без сомнения, это живые корешки. Птицы выкапывают их из-под лесной подстилки и отрывают.
В учебном музее Звенигородской биологической станции сохранились гнезда славок-черноголовок, взятых в лесу еще в начале 60-х гг. В них выстилка из конского волоса. 5 гнезд черноголовок, имели выстилку только из корешков, лишь в одном был единственный конский волос, сильно истлевший. Замечено, что в старых, прошлогодних гнездах черноголовок конского волоса не остается, совершенно очевидно, что птицы используют его для гнездостроения много лет подряд и скорее всего славки Черноголовки и даже те же самые особи. В отношении большинства других материалов птицы проявляют чрезвычайно большую лабильность, приспосабливаясь к местным условиям.
Существуют гнезда и со строго фиксированными размерами, таковы, например, слепленные из глины гнезда ласточек (Hirundo rustica, Delichon urbica). У касаток гнездо дает возможность некоторого увеличения объема: оно шире в верхней части, а когда дно заполняется мусором и внутренней выстилкой бортов гнезда, площадь увеличивается, хотя при этом гнездо становится мельче. Однако нужда в этом невелика. Число яиц у касаток тоже невелико. В Псковской области в обследованном 21 гнезде было неизменное число яиц — 4. В юго-западной части Германии оно несколько больше, в среднем в первой кладке 4,85 (в 60% случаев — 5 яиц), во второй кладке — 4,25 яиц (в 58% —- 4 яйца) (Lohrl, Gutscher, 1973).
Для городских ласточек характерна небольшая и неизменная численность кладки. Вариации числа яиц в кладках этих птиц носят, по-видимому, характер географической изменчивости, но для каждого района число яиц относительно постоянно, как постоянен и размер гнезда. Например, в Псковской области наблюдалось по 4 яйца в кладке во всех обследованных гнездах воронков (113), без каких-либо вариаций в ту или иную сторону.
У очень немногих птиц, гнездящихся на деревьях и кустарниках, размеры гнезда не меняются. Среди них иволга (Oriolus oriolus) — вид, имеющий одну из самых небольших кладок — 3—4 яйца.
Рассмотренные способы гнездостроения позволяют увеличить размер гнезда в полтора раза или немного больше. Даже громоздкое гнездо сорокопутов может быть расширено, чтобы вместить 7 птенцов. Но есть птицы, в кладке которых насчитывают 10—12 и даже 18 яиц (большая синица).
По-видимому, технически невыполнима задача постройки такого гнезда, которое при насиживании яиц вмещало бы только самку, а по мере роста птенцов увеличивалось бы в объеме в 3—4 раза. Гнездо при таком увеличении объема неминуемо разрушается. Именно это и происходит у птиц-дуплогнездников.