25 Sep 2010 Опыты по сближению двух гнезд
 |  Category: Гнездование

Постепенно передвижение синичника с птенцами и кормящими их родителями мухоловок-пеструшек неизбежно приводило к столкновению самцов, как только синичник оказывался в пределах гнездового участка другой пары.

Поведение двух самцов всегда бывает резко различным. Самец-хозяин, заметив пришельца, нападал на него всегда первым и всегда успешно. Иногда он начинал только петь, присаживаясь на самых видных местах, как бы демонстрируя себя пришельцу, встряхивая крыльями (движение, характерное для всех мухоловок).

Самец-пришелец никогда не пел, подлетая к гнезду, проделывал это как бы крадучись, низко у земли, быстро кормил птенцов и сразу же улетал в сторону своего гнездового участка. Иногда, если видел хозяина, он не решался приблизиться к собственному гнезду и перелетал в отдалении с кормом в клюве.

Даже песня хозяина останавливала его на полпути к гнезду. Если он все же не успевал вовремя ретироваться и столкновение происходило, он не только долго не прилетал после этого с кормом, но иногда совсем бросал гнездо. Иногда мы находили его на его гнездовом участке или он исчезал бесследно. Самка почти всегда кормила птенцов беспрепятственно, лишь иногда ее отгоняла самка-хозяйка.

Убедившись в неизменности реакции самцов при встрече хозяина и пришельца, мы с теми же гнездами проводили обратный опыт: вводили синичник бывшего хозяина на гнездовой участок бывшего пришельца, предварительно вернув его гнездо на место. Все повторялось как и в первом опыте с той только разницей, что самцы как бы обменивались ролями. Теперешний хозяин участка прогонял пришельца с неизменным успехом, пел, демонстрировал себя. Подобных опытов проведено более 60. Некоторые из них проводили с 3 гнездовьями, что позволяло подставлять под удар одного самца, двух самцов в разных комбинациях. Однако результат оставался неизменным, хозяин всегда доминировал.

Опыты с очевидностью показали, что при защите гнездового участка нет права сильного, а есть право первого. Хозяин участка всегда побеждает. Это объясняется разным поведением самца, когда он находится на своем гнездовом участке или вне его. Только в первом случае его поведение активно-агрессивно, в других случаях оно пассивное, подчиненное. С точки зрения биологической целесообразности это, конечно, очень важная особенность гнездового поведения: паре, имеющей гнездовой участок, другие особи того же вида не препятствуют гнездиться.

Агрессивность самца, находящегося на своей территории, подтверждается и другим вариантом опыта. Две семьи пеструшек на треножниках выводили за пределы их гнездовых участков, после чего сближали между собой. Опыт проведен с двумя (многократно), тремя и шестью гнездами. Все самцы, поскольку они находились за пределами своих гнездовых участков, имели только мирное поведение, и наблюдатели не отметили ни одного столкновения между ними, наоборот, каждый самец как бы стремился уступить дорогу соседу. Особенно ясно это было видно, когда всех птенцов собирали в один синичник, а второй убирали: все четыре птицы кормили объединенную семью.

Очевидно, при встрече двух птиц могут быть три варианта реакций. Во-первых, один самец с активным, другой с пассивным поведением — случай, который мы подробно рассмотрели: доминирует всегда активный, хозяин. Была рассмотрена и вторая возможность: встреча двух самцов с пассивным поведением. Очевидно, только такая форма взаимоотношений свойственна птицам во внегнездовой период, обычна она и в гнездовое время.

Можно представить себе и третью комбинацию, когда встречаются две птицы с активным поведением. В природных условиях это, по-видимому, аномалия, редкий случай. Ведь для этого нужно, чтобы два самца одновременно заняли один и тот же гнездовой участок. Экспериментально удалось вызвать «смертный бой» двух самцов, каждый из которых считал себя хозяином. У зябликов жестокие драки можно относительно часто наблюдать и в природе.

Что же охраняет самец: участок, самку, птенцов или гнездовье? Можно получить ответ на это в эксперименте, если последовательно лишать самца перечисленных атрибутов его гнездовой жизни. Из предыдущего опыта уже можно сделать вывод, что самец охраняет именно территорию. Однако были проведены и другие опыты.