Далее о роли самца и самки в прокормлении птенцов Н. Тинберген пишет, что самка большую часть времени находится у гнезда, а добычу носит преимущественно самец. Ритуал ухаживания самца за самкой у серебристых чаек сложен. В него включены ритуальный сбор материала для гнезда и демонстрация агрессивности по отношению к самцам, находящимся поблизости. Не есть ли и это демонстрация самцом умений, нужных в семейной жизни: строить гнездо, защищать гнездовую территорию?
Стимулирующее воздействие подобных демонстраций становится понятным. Самец как бы заставляет самку воспринимать зрительно элементы будущей семейной жизни, и если он входит в роль заботливого отца семейства, то и самка активно вовлекается в свою роль матери у гнезда: просит корм у самца для еще не существующих птенцов. Ритуальное кормление свойственно всем видам чаек, Н. Тинберген подробно описывает его у моевки и озерной чайки. Это естественно, так как, по-видимому, у всех чаек самец — основной кормилец семьи.
У полярных крачек (Sterna paradisea), по данным Н. В. Анзигитовой (устн. сообщ.), наблюдается тот же ритуал выпрашивания корма самкой у самца. И здесь самка движениями и голосом подражает птенцу. Можно предполагать особую роль самцов этого вида в выкармливании потомства, что подтверждается прямыми наблюдениями. Самец приносит корм птенцам в 5—10 раз чаще, чем самка, которая часами не отлучается от гнезда.
Самки иногда применяют этот прием выпрашивания корма уже во время выкармливания птенцов, когда самец приносит пищу к гнезду. Реакции самца могут быть различны. Он передает рыбку самке, но может отдавать ее и птенцу. Если рыбку получает самка, то опять-таки либо она отдает корм птенцу, либо съедает его сама. Вероятнее всего, что самка таким выпрашиванием корма как бы стимулирует деятельность самца по ловле рыбы, если он выполняет эту свою обязанность недостаточно активно. Ведь так поступают только некоторые самки.
У грачей (Corvus frugilegus) также существует брачный ритуал подражания кормлению птенца самцом. М. А. Воинственский (устн. сообщ.) отмечает, что самки грачей постоянно находятся у гнезда, корм птенцам доставляет самец.
У перечисленных видов птиц инициатива ритуального кормления исходит обычно от самки. Она просит корм, и самец должен реагировать на это кормление. Однако бывает и иначе. Свен Нильсетер (1974), шведский фотограф и путешественник, описывает «сватовство» у дымчатых (глупых) крачек на острове Буш-Ки в цепи Флорида-Кис: «Инициатива к более близкому знакомству исходила от самца, который опускался рядом с понравившейся ему самкой, поворачивал к ней голову, широко раскрывал клюв, кивал и кланялся. Если его предложение милостиво принималось, самка засовывала свой острый клюв глубоко в глотку кавалера. Таким образом, влюбленные крачки делятся супом из полупереваренной пищи. Потом они несколько раз почистили друг о друга клювы и закивали белыми головками». И здесь, без сомнения, самец демонстрировал свою способность быть заботливым отцом семейства.
Мы привели несколько примеров из жизни птиц, за которыми проведены достаточно детальные наблюдения. Вероятно, ритуал кормления свойствен и многим другим видам. Самцы этих видов в большей мере, чем самки, заботятся о прокормлении птенцов. Это, возможно, связано с их колониальностью. И мы напрасно стали бы искать подобную форму ритуального поведения среди птиц полигамов, которым она вообще не известна, или даже у многих моногамов, которым она не нужна, так как самец не принимает или в малой мере принимает участие в выкармливании птенцов.