Известны случаи, когда мы можем увидеть функциональность брачного поведения в процессе самих демонстраций. Это, например, ритуальное поведение, «сватовство» при встрече самца и самки мухоловок-пеструшек.
Самцы этих птиц прилетают с юга на неделю раньше самок, находят место для гнезда и начинают петь. Привлекается самка. Ритуал составления пары довольно сложен. Самка приближается к синичнику, самец, цыкая, влетает в леток и вылетает, как бы приглашая самку осмотреть синичник. Это негромкое цыканье мы слышали у пеструшек только в такой ситуации.
Самка не приближается к синичнику, наблюдает издали за самцом, а затем улетает. Самец не следует за ней, он садится рядом с гнездовьем, например на крышу синичника, и поет в быстром темпе. Только через несколько минут самка возвращается, осматривает синичник, и, если он хорош, пара составляется. Таким образом, самка выбирает гнездовье, и отбор самцов идет по их способности находить хорошее место для гнезда и степени «привязанности» к нему.
В течение нескольких дней я наблюдал за интенсивно поющим, явно холостым самцом мухоловки-пеструшки в то время, когда в нескольких гнездах этого вида уже появились птенцы. Время от времени самец подлетал к дуплу в развилке сосны, но никогда не влезал в него. При обследовании дупла оказалось, что он и не мог этого сделать — оно было таким маленьким, что в нем едва помещался мой палец.
Вероятно, к самцу подлетали самки, но ни одна из них не могла составить ему пару, так как гнездиться было негде. То есть самец должен остаться холостым, если вся процедура образования пары не может быть проведена, а его психическая неполноценность элиминирует в процессе отбора.