Ведь птицы питаются трупами больших животных, поедая в первую очередь внутренности. Для этого они просовывают свои голые головы в раздувшиеся животы павших лошадей и коров и вытаскивают внутренности. Картина весьма непривлекательная. Добыча попадается грифам нечасто, поэтому они обладают удивительной способностью есть раз в неделю, а то и реже. Наевшись, грифы не могут взлететь с ровного места, тяжело отходят в сторону и закрыв глаза, переваривают пищу.
В связи с постоянными поисками добычи полет у грифов очень экономичен и не требует большого расхода энергии. Полет грифа – это парение, они почти не взмахивают своими широкими крыльями, но прекрасно пользуются потоками воздуха. Без единого взмаха грифы могут подниматься на значительную высоту. Удивляет также их чрезвычайно острое зрение. Свою добычу они видят на земле с высоты нескольких километров. С земли мы не видим грифов в небе на такой высоте.
Парят эти птицы над горами обычно в одиночку, но, как только где-нибудь появляется падаль, сразу же в небе показывается стая грифов. Сложив крылья, один за другим они камнем устремляются к своей добыче.
Грифами называют живущих у нас стервятников, бородача, черного грифа, белоголового сипа и гималайского грифа, или кумая. Но эти птицы относятся не только к разным видам, но и к разным родам. Самый редкий из них — кумай. Он живет в СНГ на Тянь-Шане, Алтае и на Памире.
От близкого к нему белоголового сипа кумай отличается «воротником» (не из пуха, а из перьев) и более светлой окраской. От черного грифа его можно отличить по белому пуху на голове. К тому же он светлее черного грифа. С бородачом и стервятником кумая никак не спутаешь: стервятник белый, с темными концами крыльев и гораздо меньше кумая; бородач же имеет весьма характерную внешность, о которой мы уже говорили.
Из всех грифов только один кумай занесен в Красную книгу. Точных данных по его численности мы не имеем, но орнитологам известно всего семь его гнезд, которые устроены высоко в горах, на недоступных скалах. Кумай откладывает одно-единственное яйцо и выводит одного птенца. Птица это оседлая, пары у кумаев постоянные, и в течение многих лет они занимают те же самые гнезда.
Большая часть ареала кумая находится в горах Центральной Азии, у нас только северная его окраина. В какой-то степени этим можно объяснить его редкость. Как будто у этих птиц не должно быть врагов, но охотники издавна отстреливали кумая ради его пуха, шкуры и желчи, которая, по народному поверью, служит лекарством от многих болезней.