Найдя дупло или искусственное гнездовье, самец мухоловки-пеструшки несколько часов и даже суток знакомится с окрестностями. Он поет, перелетая с места на место по периметру намеченного им гнездового участка.
Возможно, что такой дозорный облет участка был эволюционно первым способом его охраны. Во всяком случае, некоторые кулики облетают по границам свой гнездовой участок. В дальнейшем информация самца о том, что участок занят, становится не зрительно-звуковой, а преимущественно звуковой: самец поет свою песню с нескольких точек гнездового участка, откуда его хорошо видно.
Пользуясь тем, что на каждое искусственное предъявление другого самца на гнездовом участке самец-хозяин реагирует нападением, оказалось возможным весьма точно определять границы охраняемого гнездового участка. Для этого синичник-индикатор обводили на треножке по ломаной линии вокруг другого гнезда. Расстояние между гнездами выдерживали такое, чтобы столкновения между самцами отмечались по возможности через раз.
Движение наносилось на план. Линию, соединявшую середины расстояний между точками, обозначавшими столкновение самцов, и точками, обозначавшими его отсутствие, принимали за границу охраняемого участка. Точность определения параметров гнездовой территории зависит от ошибок трех групп. Это могут быть, во-первых, ошибки птицы в определении точной границы своего участка, во-вторых, ошибки измерения, определения точки, лежащей на границе гнездовой территории, и, наконец, ошибки расчетов при картировании и обработке полученных материалов.
Точность обозначения границ своего гнездового участка у мухоловок-пеструшек весьма различна и зависит от условий местности и особенностей птицы. В подавляющем большинстве случаев эту точность можно принять равной 1 м. При многократном передвижении по одному радиусу гнезда-индикатора на относительно открытой местности и была получена эта цифра. При двукратном и трехкратном обводе гнездом-индикатором гнездового участка хозяина различия полученных границ участка также отличались в пределах метра (при измерении на местности).
Самая большая из зафиксированных точностей 2—3 дм. В данном случае границей самцу служил, ствол поваленной осины, перестановка треножника с синичником за или перед осиной определяла его поведение. Самая малая точность отмечена в сажанном ельнике без подлеска. Самец хорошо обозначил границу участка с южной стороны, где проходила дорога и были кусты, но отмечал северную границу в ельнике, где не было четких ориентиров с разницей расстояния от гнезда в 5—6 м, т. е. граница была весьма расплывчатой.
Точность определения границы участка по точкам, показанным самцом, естественно, зависит прежде всего от числа измерений и от величины «шага» передвижений гнезда-индикатора. В практике измерений мы считали достаточным осуществить 30—50 передвижений, т. е. получить приблизительно по два десятка точек в пределах гнездового участка и за его пределами. Расстояние между двумя станциями индикатора по возможности не должно превышать 2—3 м, а по радиусу от гнезда хозяина — 1,5 м. Эти расстояния, однако, зависят от местности. Если граница проходит на большом расстоянии вдоль тропы, достаточно 2—3 точек за и перед тропой, чтобы убедиться в этом.