Чаще всего под этим термином понимают антагонистические взаимоотношения между самцами разных видов в гнездовое время. Однако это явление более сложное и многообразное: в межвидовой территориализм входят любые формы межвидовых территориальных взаимоотношений в гнездовое время.
При территориальном распределении гнездящихся пар между двумя видами могут возникать весьма различные типы взаимодействия. Чаще всего это нейтрализм, при котором ассоциация двух пар разных видов не сказывается ни на одной из них. Взаимное конкурентное подавление относится обычно к близким видам. Иногда конкурентные взаимоотношения переходят в аменсализм и один вид (в данном случае пара его представителей) подавляет другой — соседнюю пару.
Встречается среди птиц и гнездовой паразитизм. Имеется в виду не птенцовый паразитизм кукушек, а именно гнездовой, когда представитель вида прямым нападением отбирает гнездо у птиц другого вида и использует его для своего гнездования.
Весьма обычны случаи комменсализма, причем для некоторых видов облигатного, при котором представители одного вида извлекают пользу от территориального объединения, а для представителей другого вида оно безразлично. В гнездовом территориализме птиц можно найти примеры и протокооперации, т. е. такого взаимодействия соседей разных видов друг с другом, которое полезно каждому из них, но не облигатно.
Нейтрализм во взаимоотношениях гнездящихся птиц леса мы наблюдаем постоянно на множестве видов. Безразличное отношение друг к другу соседей разных видов, далеких экологически, убедительнее всего можно видеть на примерах пар, предельно близко гнездящихся одна от другой. Вот несколько наших наблюдений. Гнезда большой синицы в синичнике, славки Черноголовки на кустах и лесного конька на земле располагались не далее 2—3 м одно от другого.
Гнездо зяблика за сучком березы было в 1,5 м над синичником, заселенным мухоловками-пеструшками (первым поселился зяблик). В другом случае дрозд-рябинник свил для второго вывода гнездо на крыше синичника, в котором жила пара мухоловок-пеструшек.