На различных расстояниях от поющего самца предъявляли другую птицу того же вида в клетке или ее модель, изображение. Как известно, чтобы вызвать реакцию нападения на пришельца у зарянки в известных опытах Д. Лэка было достаточно предъявить чучело, тушку или даже часть ее, включающую оранжевое оперение груди.
Однако опыты подобного рода с другими птицами часто не дают нужного эффекта. Более универсальный способ — предъявление живого самца того же вида в клетке. Первые реакции у зяблика — хозяина участка выражены хорошо. Однако через некоторое время реакции агрессии затухали. Очевидно, решающее значение имеет поведение пришельца.
Использование зеркала дает возможность обойтись без второй птицы. Собственное изображение агрессивного хозяина принимается им за противника и «столкновение» может быть настолько яростным (у зябликов), что птица получает серьезные повреждения от удара о зеркало. Однако не всегда удается привлечь внимание хозяина к зеркалу, чтобы он увидел свое отражение.
Использование звуковой информации в эксперименте обычно менее эффективно, чем зрительной, однако поющая птица-хозяин, как правило, активно реагирует на песню своего вида. Песня птицы, записанная на граммофонной пластинке, демонстрировалась Д. Лэком с помощью пружинного патефона поющим птицам с различным успехом. Впоследствии патефон был заменен магнитофоном. Без сомнения, демонстрация песни стимулирует интенсивность пения самца-хозяина, но не всегда вызывает агрессивное поведение, что вполне естественно: самец может нападать не на то, что слышит, а на то, что видит.
Воспроизведение магнитофонной записи вызывает сильные реакции агрессии у птиц. Особенно активны в этом плане ночные певцы. Например, хорошо реагирует на магнитофонную запись соловей (Г. Н. Симкин и М. В. Штейнбах, устн. сообщ.). Комбинация зрительной и звуковой демонстрации дает, естественно, наилучшие результаты. Например, поющий в клетке зяблик вызывает реакцию агрессии почти наверняка, а молчащий, особенно если он испуган и демонстрирует подчинение, — не всегда.
При демонстрации зеркала звуковая часть просто необходима, на звук песни хозяин приближается к зеркалу и вероятность того, что он увидит свое отражение, повышается.
Все описанные экспериментальные методы определения точек на местности, защищаемых хозяином, имеют один существенный недостаток: птице-хозяину предлагается некий суррогат, модель естественного раздражителя, а не живая птица того же вида, свободно перемещающаяся в пространстве и, следовательно, имеющая возможность реагировать естественным образом на агрессию или иное поведение самца-хозяина.
Поведение животного, в том числе и самца, охраняющего свой гнездовой участок, — самое тонкое приспособление к изменениям окружающей среды, возникающим в процессе встречи с соперником. Вот почему при экспериментальном изучении поведения, и территориального у птиц в частности, очень важно сохранить все естественные раздражители и параметры среды. Такие условия эксперимента легко достигаются с помощью предложенного нами способа передвижения гнезд с кормящими родителями.