25 Oct 2010 Буроголовая чайка – Larus brunnicephalus

Сам я в горах не бывал, и поэтому всегда с удовольствием слушаю захватывающие повести моего приятеля гляциолога – специалиста по леднику Федченко о голубовато-зеленом горном льде, коварной высотной болезни, слепящем блеске снежников, пронизывающе-холодных ветрах, огромных немигающих звездах и завистливо вздыхаю.

Рассказывает он также о памирских городах и кишлаках с их неторопливой жизнью, о высокогорных тропах и самой известной тамошней дороге — Памирском тракте. Мой товарищ часто проезжал по этому пути, которого не минует ни один памирский путешественник.

Однажды экспедиция, в составе которой он находился, остановилась у высокогорного озера Каракуль, мимо которого проходит эта трасса. Озеро в сумерках производило удручающее впечатление. Холодная каменистая сырая пустыня, колючий ветер, почти полное отсутствие растительности и, наконец, темные воды с белыми гребням неутихающих волн.

Утро было совсем другое. Невероятными лиловыми красками осветили горы. Всходило солнце, и черная, уже спокойная водная гладь через сложную гамму фиолетово-зеленых оттенков на глазах наливалась пронзительной голубизной. И одновременно в этом уже почти дневном, буйстве красок над озером парила огромная луна в окружении призрачных утренних звезд.

Но тут я отвлек моего друга профессионально-орнитологическим вопросом о птицах.
— Да, — сказал он и закурил трубку, — были там какие-то чайки, по-моему, самые обыкновенные, озерные. Некоторые летали у берега. Они очень хорошо смотрелись в утренних лучах.

Над водой носились белые птицы очень похожие на озерных чаек. Но озерная чайка так высоко в горы не залетает. Это, несомненно, была буроголовая чайка — настоящий горец, гнездящаяся только на озерах альпийской зоны, лежащих на высоте 3500-4000 м над уровнем моря, в высокогорьях Центральной Азии – Гималаях, Тибете, Ладаке, Куньлуне. В СНГ она кроме Каракуля встречается на Памире на более мелких озерах – Зоркуле и Яшилькуле.

На берегах озер буроголовые чайки из сухих стебельков скудной высокогорной растительности строят примитивные гнезда, в которых в начале июня