25 Mar 2010 Образ жизни сизарей в Москве
 |  Category: Голуби

Период размножения сизарей в Москве очень растянут. Отдельные пары при благоприятных условиях начинают кладку яиц в конце января, а в начале марта находят подросших, но еще не летающих птенцов.

Элементы гнездового поведения (поиски гнездовий, полет парами, токовое воркованье) можно наблюдать у сизарей в течение круглого года.

Осенью, в октябре—ноябре, у мест массовых ночевок можно видеть разносимое ветром мелкое перо и отдельные крупные перья хвоста и крыльев, что свидетельствует о том, что именно к этим месяцам приурочена массовая линька московских сизарей.

Места гнездования сизарей в Москве достаточно характерны: чаще всего это чердаки больших многоэтажных домов, мало посещаемые людьми, доступные голубям через слуховые окна или двери, ведущие на крышу. К этому же типу гнездовий относятся и колокольни, но в настоящий момент их значение в качестве гнездовой базы невелико.

В предреволюционный период в Москве была довольно широко распространена архитектурная традиция строить каменные дома с вентиляционными отдушинами. В тех случаях, когда эти отдушины имеют значительные размеры и не защищены сетками, они являются удобными местами для гнездования сизарей. Именно в таких отдушинах и поселялась значительная масса голубей Китай-города.

Дома, имеющие колонны или лепные украшения, в ряде случаев также дают сизарям возможность гнездиться.
Большинство мест гнездования сизарей в Москве образовалось естественным путем именно там, где голуби находили соответствующие чердаки и другие помещения, мало доступные для людей, обычно в более тихих переулках, часто вблизи мест, удобных для кормления: у мельниц, элеваторов, пивных заводов и т. д.

К местам ночевки сизари менее требовательны, но все же далеко не каждый дом выбирается ими для этой цели. Значительные стаи голубей располагаются на ночевку не только на чердаках, колокольнях, в вентиляционных отдушинах и домах с колоннами и лепными украшениями, но иногда на карнизах, защищенных сверху выступающим краем крыши; такие ночевки можно наблюдать по Садовому кольцу между Зубовской и Крымской площадью и в ряде других пунктов.

В дореволюционной Москве сизарям доставалось много естественных кормов в виде осыпавшегося зерна у коновязей, фуражных лавок и складов. Но и тогда сизари, наряду с ласточкой и скворцом, входили в группу пернатых спутников человека, пользовавшихся его покровительством.

А так как подкормка голубей — дело очень простое, то в дореволюционное время она была довольно широко распространена. Старые москвичи хорошо помнят окруженных голубями продавцов корма, сидевших на Красной и Страстной (ныне Пушкинской) площадях.
В послереволюционный период сизари фактически почти полностью перешли на корм энтузиастов-любителей голубей.

Необходимо сказать о взаимоотношениях между сизарями и домашними голубями. Как неопровержимо доказано Дарвином, домашние голуби — видоизмененные человеком потомки дикого сизого голубя. Сизари и домашние голуби принадлежат к одному виду, способны скрещиваться и приносить потомство. Встречающихся в отдельных случаях, свободно живущих голубей черной, палевой или пестрой окраски обычно считают потомками птиц, полученных от таких скрещиваний.

По имеющимся данным, голуби населенных пунктов Прибалтики и Западной Европы значительно разнообразнее по своей внешности. Это может быть объяснено тем, что на Западе распространена полувольная форма разведения домашних голубей, которая у нас, как правило, отсутствует.

В сознании москвичей глубоко и прочно укореняется отношение к голубям Москвы, как к большой культурно-эстетической ценности, оживляющей и украшающей улицы столицы.