Слюна в качестве цементирующего средства и строительного материала играет важную роль при постройке гнезд и у других видов стрижей.
Живущий в Центральной и Южной Америке кайенский стриж (Panyptilla cayennensis) на протяжении шести месяцев клеит из волосков животных, растительных волокон и перышек, хорошо перемешанных со слюной, длинную, более 60 см, открытую снизу трубу, прилаживая ее к стволу дерева или выступу скалы. Какая работа для птицы длиной всего 14 см!
Яйца лежат надежно спрятанные на выступе внутренней стенки чуть выше середины трубы, причем в верхней части трубы есть еще один, ложный, вход, оканчивающийся слепо.
Несравненно меньше затрат требуется на постройку гнезда пальмовому стрижу (Cypsiurus parvus), распространенному в тропиках Восточного полушария. Из подхваченных на лету легких пушинок он клеит с помощью все того же универсального средства крошечное в форме ложки гнездо на нижней стороне свисающего пальмового листа.
При малейшем дуновении ветерка бахромчатый лист начинает угрожающе раскачиваться. Спрашивается, каким же образом яйца и птенцы не вываливаются из столь зыбкой колыбели? Ответ удивительно прост: оба яйца приклеены слюной к дну гнезда, а птенцы сразу же после вылупления намертво вцепляются в свою воздушную колыбель и висят так неделями, как перед этим висели насиживающие птицы.
Сколь ни малым кажется нам гнездо-ложечка пальмового стрижа, бывают гнезда еще меньше. Стриж Hemiprocne mystacea с Новой Гвинеи и прилежащих островов, относящийся к близкому семейству древесных, или хохлатых, стрижей, сооружает по сравнению с собственной величиной самое маленькое среди птиц гнездо. Сбоку к ветке дерева приклеивает он миниатюрное гнездышко из кусочков коры, перьев и слюны.
В таком гнезде места хватает только на одно яйцо, которое для верности тоже приклеивается. Снизу постройка выглядит как нарост на ветке. В отличие от настоящих стрижей хохлатые гнездятся открыто. Это позволило им завоевать совершенно новое местообитание — густой лес, но создало и новые проблемы. Ведь затвердевшая слюна может быть вновь размягчена водой.
Настоящим стрижам это не опасно, так как они гнездятся в укрытиях или, во всяком случае, под защищающими от дождя навесами. Чтобы выжить, хохлатые стрижи должны были избрать иной путь.
Именно в нем и находится объяснение удивительно малых размеров гнезда: насиживающая птица ухитряется полностью прикрыть его своим оперением во время частых тропических ливней. Постройка большего размера буквально расползлась бы у нее под ногами.
Но так как приклеенная к ветви поверхность мала, возникает другая опасность: как бы насиживающая птица своим весом не оторвала гнездо. Ей остается лишь одно — перенести центр тяжести тела с гнезда на ветку.
Наиболее благоприятное сочетание распределения нагрузки и защитного действия достигалось бы при положении птицы поперек ветки, и, действительно, именно такое положение преимущественно и принимают насиживающие взрослые птицы. При этом они полностью прикрывают гнездо распушенными перьями брюшка.
Однако яйцо нужно не только прикрыть, но и согреть собственным теплом. Для этого требуется, чтобы оно лежало в гнезде достаточно высоко, а ветка не была бы слишком толста. К тому же она должна быть горизонтальной, иначе дождевая вода в конце концов попадала бы в гнездо, а результат плачевный — «суп из гнезда». В природе такое встречается весьма редко, и все же идея размягчения стрижиных гнезд показалась когда-то человеку заманчивой, хотя и в отношении гнезд других стрижей — саланган.