07 Apr 2010 Беседка атласного шалашника

Названия «беседки» больше заслуживает постройка атласного шалашника (Ptilonorhynchus violaceus).

Задолго до наступления периода размножения самец этой довольно крупной (величиной с голубя) подвижной птицы отыскивает в глубине влажного тропического леса Восточной Австралии свободное от подлеска место и там, на площадке примерно в квадратный метр, тщательно убирает все «лишнее».

Затем он сооружает солидную платформу из беспорядочно набросанных веточек, в которую втыкает двумя параллельными рядами множество голых прутиков, так что образуется узкий коридор, вытянутый всегда в направлении с севера на юг.

Перед южным входом — именно здесь днем больше всего света — птица раскладывает целую коллекцию различных ярких предметов, явно предпочитая синие и желто-зеленые, возможно, потому, что они гармонируют по цвету с сине-фиолетовым оперением взрослого самца, с его блестящими голубыми глазами и синим основанием клюва, кончик которого желто-зеленый.

Красных и зеленых экспонатов в коллекциях этой птицы не бывает. Удивительное зрелище: синие и желтые цветки лежат рядом с переливающимися голубыми перьями попугаев, синеватые грибы и ягоды и тут же осколки стекла и обрывки цветной бумаги. Потерявшие вид экспонаты птица выбрасывает и заменяет новыми.

Но и этого «мастеру» оказывается недостаточно — он еще окрашивает внутренние стенки беседки древесным углем или соком синих ягод. Все это необычно уже само по себе, но еще удивительнее то, что многие самцы, «рисуя», пользуются кисточками. Они берут волокнистый кусочек коры в клюв вместе с ягодой, «разминают» и используют пропитанную краской кору как инструмент — кисть или губку.

Работа над беседкой начинается за несколько недель до брачного периода, не прерываясь ни на день. Ведь и беседку, и коллекцию повреждают ежедневные ливни, так что усердный строитель и декоратор постоянно возится с ремонтом — здесь подправит, там подкрасит, где-то приметит что-нибудь новенькое для своего «музея».

Особенно возрастает активность самца, когда его усилия, подкрепляемые в брачный период громким пением, наконец увенчиваются успехом и перед беседкой появляется самка. Он делает все, чтобы самка не улетела. И вот гостья занимает место в «ложе» и оттуда наблюдает за выступлением токующего самца.

Свое «шоу» самец начинает, перебирая сверкающие экспонаты и сопровождая их показ рискованными скачками. Он танцует вокруг беседки, издает громкие жужжащие звуки. Светло-голубые глаза его от возбуждения приобретают эффектное сине-фиолетовое мерцание, в точности соответствующее окраске оперения и внутренней отделке беседки. Очарованная всем этим, самка обычно уже не противится домогательствам жениха.