Когда самцы птиц пытаются очаровать своих партнерш, одни из них исполняют звучные песни, другие демонстрируют яркое пестрое оперение или особые токовые танцы, третьи затевают «рыцарские турниры» или пытаются прельстить подруг «фигурами высшего пилотажа».
В брачном поведении многих птиц важную роль играет место будущего гнезда или само гнездо. Так, дуплогнездники нередко нарочито крутятся у подходящего дупла. Крапивник строит несколько шаровидных гнезд, из которых самка потом выбирает одно. У ткачиков при выборе супруга крайне важно качество построенного им гнезда.
Во всех этих случаях используемые в процессе «сватовства» постройки позже служат для выведения потомства, поэтому разговор о них пойдет в соответствующей статье. Совсем иначе обстоит дело у шалашников, или беседковых птиц (Ptilonorhynchidae). Здесь мы встречаемся с уникальной особенностью: самец специально строит какое-то сооружение, «раскрашивает» и украшает его, танцует в нем или рядом — все это для привлечения самки. А для выведения потомства самка в одиночестве строит простое чашевидное гнездо нередко вдали от «беседки любви».
Самцы шалашников чаще всего окрашены скромно, несмотря на родство со знаменитыми красочными райскими птицами. В этой группе птиц многообразие и несмешивание видов достигается не путем приобретения отличительных черт оперения, а выработкой особых форм поведения, проявляющихся в сооружении украшенных танцевальных площадок и «беседок любви». Таким образом, строительные конструкции заменяют шалашникам яркое оперение.
В Австралии и на Новой Гвинее встречается около 20 видов этих удивительных птиц. Большинство из них ведут скрытую жизнь в густых лесных зарослях. Характер построек и способы их украшения различны. Пожалуй, самый бесхитростный «архитектор» — зубчатоклювый шалашник (Scenopoeetes denlirostris). Он расчищает в лесу площадку и устилает ее крупными листьями, черешки которых подрезает пильчатым краем клюва.
Птица старательно раскладывает листья нижней светлой стороной кверху, заменяя их по мере увядания, так что вскоре вокруг площадки образуется «бортик» из подсохших листьев. Сам строитель, надо сказать, для сольных выступлений сделанную им и заботливо убранную арену не использует, а распевает, сидя где-нибудь рядом на ветке. Как многие шалашники, он прекрасный имитатор и обогащает свой репертуар чужими песнями.