16 Jun 2010 Белощекая казарка – Branla leucopsis

Отлив обнажил песчаные косы побережья Белого моря с лежащими на них огромными валунами. Серое осеннее утреннее небо отражалось в такого же цвета спокойной воде.

Шел редкий дождь. Легкие волны почти неслышно накатывались на песчаный берег. Рядом одиноко кричал пестрый кулик-сорока. Недалеко от берега у камней плавала небольшая стайка турпанов. Изредка утки опускали голову в воду — отщипывали с камней моллюсков.

У каменистой гряды, выдающейся далеко в море, плавала птица. По силуэту можно было сказать, что это какой-то небольшой гусь. Но какой? Вся птица издали казалась черной, лишь бока головы были белыми. Птица настороженно оглянулась и легко взлетела с воды с громким криком, отдаленно напоминающим лай собаки. В полете она казалась двуцветной — белое брюхо контрастировало с черными крыльями и спиной. Сомнений не было: это миниатюрный гусь – белощекая казарка, летевшая с мест своих гнездований на зимовку. Она пролетела примерно с километр и села на воду у далекого мыса.

Белощекая казарка гнездится в тундрах на островах Новая Земля, Вайгач, Шпицберген, а также в восточной Гренландии и на скандинавском побережье. Селится эта птица небольшими колониями, до нескольких десятков пар в каждой. Гнезда строятся довольно далеко друг от друга — за несколько десятков метров. В наиболее плотных колониях с одного места можно увидеть сразу несколько гнезд. Этот гусь живет в северных горных ландшафтах, там, где обрывистые склоны чередуются с понижениями, покрытыми сочной травой.

Гнездо белощекой казарки обычно располагается на выступах крутых скал или на ровных площадках крутых откосов. Построено оно из мха, сухих стеблей трав, лишайника и пуха, которого в гнезде бывает так много, что издали оно кажется светло-серым полушаром. Насиживает кладку из 4—5 белых яиц только самка. Самец все это время (целый месяц) постоянно находится поблизости.

Пуховички, обсохнув в гнезде, уходят с родителями к ближайшему пресному водоему. По пути им часто приходится совершать головокружительные прыжки с уступов скал, но они заканчиваются всегда благополучно — густой пух птенцов выполняет роль парашютов и амортизаторов одновременно. До осени выводки кормятся сочными травянистыми растениями, почками и сережками карликовой ивы, растущей по берегам небольших тундровых озерков.

Осенью белощекие казарки сбиваются в стаи и летят на места зимовок — в Голландию. В меньшем количестве они встречаются на морских побережьях Германии, Бельгии, Франции, Дании и Англии. Орнитологи выяснили, что и постоянные пути миграции этих птиц и места зимовок в Западной Европе имеют многовековую историю. Всего в этих странах на зимовках отмечают 40—50 тыс. птиц.

Хотя общая численность белощеких казарок довольно высока и естественных врагов у нее мало (крупные чайки и песцы, от которых больше всего страдают кладки и молодые птицы), а человек пока не часто появляется в гнездовых местообитаниях, все же это вид очень уязвим. Неблагоприятные условия во время выведения птенцов: резкое похолодание, пронизывающие ветры, летние снегопады сокращают численность вида. Поэтому белощекие казарки находятся под постоянной охраной как на местах гнездовий, так и на зимовках.

Добавлю, что белощекая казарка — обычный и желанный объект содержания в зоопарках. Так, в Московском зоопарке она появилась очень давно. Казарки здесь хорошо и подолгу живут и постоянно выводят птенцов. Так же в столичном зоопарке имеется редкая птица — гибрид, родителями которого были белощекая казарка и гусь-сухонос. Обе эти птицы -«краснокнижные» виды.

Белощекие казарки настолько хорошо размножаются в зоопарке, что их часто обменивают на различных редких и экзотических животных из зоопарков как РФ, так и других стран.