Ранее было установлено, что реакции самцов на гнездовом участке при предъявлении им магнитофонной записи песни других самцов того же вида бывают разными по силе.
Отмечено (Emlen, 1971 и др.), что реакция тем сильнее, чем «незнакомее» другой самец, т. е. чем дальше он расположен территориально от испытуемого в рассматриваемой группе. На ближайших в популяции соседей ответ слабый. Объяснить это можно необходимостью экономии затрат энергии на территориальные столкновения.
По наблюдениям Н. Тинбергена, серебристые чайки в колонии узнают не только своего партнера и своих птенцов, но, по-видимому, и своих соседей. Самцы мухоловки-пеструшки способны не только по песне, но и “в лицо” узнавать соседнюю птицу. При использовании в наших опытах гнезд мухоловок-пеструшек для удобства их передвижения подбирались гнездовья, расположенные недалеко друг от друга. Оказалось, что если расстояние было совсем невелико, 15—20 м, то самец-хозяин нередко не реагировал на приближение пришельца к гнезду. Получалось, что близкие соседи не враждуют, возможно, потому, что они часто попадают на участок друг к другу, и защита территории в такой ситуации вряд ли биологически целесообразна.
Удалось наблюдать сам процесс «знакомства». Самец, через территорию которого был вынужден летать сосед (в гнезде хозяина только что вывелись птенцы), сначала активно реагировал на эти вторжения. Когда сосед-пришелец подлетел к гнезду соседа-хозяина, тот наблюдал за ним с близкого расстояния. Самец-пришелец осмотрел синичник снаружи, несколько раз заглянул в леток и улетел к себе. С этого момента прекратились взаимные нападения соседей на своих территориях. В другом случае осмотр синичника соседа вообще был проведен совместно с хозяином. Птицы поочередно влезали в гнездо, где вывелись еще не все птенцы. За этой процедурой наблюдала и самка хозяина.
Мы не могли объяснить эти странные взаимоотношения, выходящие за рамки обычного территориального поведения, иначе как необходимостью для самца визуально убедиться, что у соседа есть свое гнездо, свои птенцы и он не может быть гнездовым конкурентом. «Знакомства» соседних птиц обычно происходили в первые дни после вылупления птенцов. Биологическая целесообразность этого очевидна. Только с началом кормления птенцов возникает необходимость широких передвижений родителей в поисках корма. В эту пору мала вероятность появления самца-конкурента и рефлекс охраны гнездового участка ослаблен: с появлением птенцов самцы мухоловки-пеструшки почти совсем перестают петь.
Интересен случай «дружбы» двух соседей самцов мухоловки-пеструшки, синичники которых располагались на расстоянии 17 м один от другого. Самцы не только не враждовали, но совместно прогоняли третьего самца, вводимого в их общий гнездовой участок, правда, только в той его части, которая находилась приблизительно на равном расстоянии от обоих гнезд. Гнездовой участок имел вытянутую форму, площадь его 400 м2. Но самое замечательное в этих двух парах было то, что при обводе их гнездовой территории синичником с семьей пеструшек из 13 столкновений на границах объединенного участка 11 было между самками-хозяйками и пришелицей и только 2 — между самцами.