Развивая теорию Говарда, М. Найс (Nice, 1933) установила два основных положения. Первое: самцы каждой пары имеют территорию, которую охраняют от самцов того же вида; гнездовая территория — замкнутая геометрическая фигура, имеющая более или менее четкие границы. Второе: вся площадь леса распределяется между отдельными парами, если птиц недостаточно для этого, то они селятся все же вплотную друг к другу, оставляя незанятыми обширные его участки.
Однако второе положение М. Найс представляется нам несостоятельным, вызывающим недоумение и разногласия орнитологов. Либо ошибочным было предположение, что границы гнездовой территории одной пары служат одновременно и границами соседних пар, либо это было свойственно только данному виду и явление нельзя было экстраполировать. И если территория соседей соприкасается, то совершенно естественны недоумения, почему столкновения самцов все же имеют место, когда они кормятся вблизи один от другого, хотя чаще их не бывает. Схема М. Найс, отражающая ее работы 1932—1934 гг., обошла все страны. В русских сводках она воспроизводилась в разных изданиях от 40-х до 90-х гг.
Р. Питерсон в книге о птицах (1973) приводит схему разделения гнездовой территории у 8 странствующих дроздов и 3 балтиморских кассиков. Схема полностью соответствует взглядам на гнездовые территории М. Найс. В дальнейшем будет показано, что разделение между парами одного вида всей территории леса — лишь частный случай. Как правило, существуют две категории территорий, посещаемых самцом во время гнездования: собственно гнездовая, охраняемая самцом, и кормовая — свободная для беспрепятственного посещения всеми поблизости гнездящимися птицами. Это разделение чрезвычайно важно.
Во многих работах, в том числе и последнего времени, авторы не делают различия между территорией, используемой парой птиц во время гнездования (кормовой), и территорией, охраняемой самцом от других самцов того же вида (гнездовой). В этих случаях вообще нельзя говорить о каких-либо границах гнездовых территорий. Сам термин «гнездовая территория» может быть использован в ином значении, например, у А. В. Михеева (1960): «Гнездовой участок концентрирует в себе всю сумму необходимых для птиц и часто трудно поддающихся учету жизненных условий. Нормальная плотность населения вида определяется размерами всего гнездового участка, наивысшая плотность — размерами охраняемой части его».
По определению Дж. Эмлена (Emlen, 1957), территория — это пространство, в пределах которого животное агрессивно по отношению к пришельцу и обычно доминирует по сравнению с определенными категориями незваных гостей. Здесь предусмотрена возможность межвидового территориализма, но не выделено понятие кормовой территории. Этого не делают и многие другие исследователи.
По-видимому, впервые В. Майзе (Meise, 1936) четко разграничил понятия гнездового и кормового участков и предложил несколько терминов, которые можно принять. Вся территория, используемая птицами, — участок размножения (Brutrevier). Он включает в себя гнездовой (Nestrevier) и кормовой (Nahrungrevier) участки. Именно такие термины мы использовали в своих работах еще до ознакомления с работой В. Майзе как определения, наиболее точно отражающие суть явления.
Б. Штефан (Stephan, 1976) выделяет еще и четвертое понятие для участка, на котором присутствие человека воспринимается птицами как опасность для гнезда. По-видимому, это частный случай. Гнездовую территорию называют также защищаемой, демонстрируемой, токовой (Рыжановский, 1972; Рябицев, 1974). Только первое из этих названий имеет общий характер, но оно идентично понятию «охраняемой» территории.
Для ряда птиц, имеющих большие гнездовые участки, некоторые исследователи выделяют еще особо охраняемую центральную часть гнездового участка. Г. Н. Симкин у больших пестрых дятлов называет ее «ядром». И это также частные случаи, свойственные лишь немногим видам.
Ф. Лудешер (Ludescher, 1973) считает, что границы участков у буроголовой и черноголовой гаичек (Parus montanus, P. palustris) — «более или менее вытянутые широкие полосы. В одном случае между границами участков двух буроголовых гаичек создалась полоса леса 60-метровой ширины. Эту полосу пролетали птицы обеих пар. Если они встречались вместе, то шла охота по всей ширине леса».