Хотя в заповеднике обитает множество птиц, гнездящихся на земле и в кустах, все же основную массу его населении составляют дуплогнездники и полудуплогнездники.
Нигде я не видел столько синиц, мухоловок, горихвосток. Еще бы! Где отыщешь столько дупел и щелей в деревьях разного возраста и состояния?! Полости, которые образуются между подгнившим стволом и отставшей, но еще крепкой корой дуба, служат вместительными и удобными квартирами для серой мухоловки и садовой горихвостки. Весной у этих птиц здесь просто праздник: удобных мест для гнезда сколько угодно.
Мне не раз приходилось наблюдать, как самочка садовой горихвостки, подергивая рыжим хвостиком, не спеша «примеряет» разные ниши одну за другой: то присядет, то обернется, то выскочит наружу, то залетит внутрь. Все это доставляет массу переживаний нарядному самцу, который, напряженно наблюдая за этими действиями, скороговоркой повторяет свою звонкую песенку.
Глубокие щели с твердыми краями, которые образуются при растрескивании на морозе крепких стволов здоровых деревьев, привлекают синиц большую и лазоревку. Каждая из них старается выбрать отверстие поглубже, а вход поуже, в который она и сама едва протискивается. Ведь птичьи дома не имеют ни замков, ни дверей, поэтому их хозяевам приходится подыскивать себе помещение с узким входом: чем теснее леток, тем меньше вероятность, что в него проникнут непрошеные гости.
В мягкой древесине мертвых стволов легко выдолбить дупло малому пестрому дятлу. Эти птицы имеют обыкновение строить себе новую квартиру в каждом гнездовом сезоне. А их прошлогоднее жилье часто занимают мухоловка-пеструшка, мухоловка-белошейка, а иногда и маленькая синичка-пухляк.