19 Apr 2010 Испанский воробей

Там, где пролетает лунь, воцаряется полная тишина. Но как только хищник исчезает из поля зрения, все успокаиваются, и птенцы вновь принимаются пронзительно верещать. Когда же лунь опускается в колонию, слабосильные воробьи, в отличие от цапель или бакланов, даже не пытаются защищать свои жилища.

Родители, птенцов которых пожирает хищник, издают только громкий гнусавый крик, означающий крайнюю степень испуга и отчаяния. На этот вопль мгновенно слетается все взрослое воробьиное население. Усевшись поблизости, птицы тревожно кричат. Но даже на панику эти деловитые пернатые не тратят много времени. Убедившись, что хищнику хватило на завтрак соседнего выводка, остальные успокаиваются и возвращаются к своим делам. Мелким птицам вступать в борьбу с лунем бесполезно. Но одной из действенных мер зашиты гнезд для них служит необычайно плотное их размещение.

Поскольку луни и тем более вороны часто достают яйца и птенцов через крышу, многоэтажные постройки служат надежной преградой проникновению хищников во многие гнезда, расположенные под прикрытием соседей сверху.

Спасением от наземных врагов служит расположение колонии среди воды. Ведь птиц, гнездящихся на суше, подстерегает куда больше опасностей. Однажды несколько десятков тысяч воробьев гнездились в роще тамарикса на степном участке заповедника у Лебяжьей косы. Приехав сюда для того, чтобы закольцевать птенцов, сотрудники заповедника обнаружили в гнездах и вокруг них множество змей. Здесь были различные виды полозов, а также одна из самых ядовитых змей гюрза. От этих крупных рептилий воробьям нет спасения.

Прекрасно лазая по деревьям, они свободно добираются до любых гнезд и легко проникают внутрь через узкое отверстие летка. В годы с низкой численностью мышевидных грызунов змеи собираются в воробьиную колонию со всей округи и живут здесь до тех пор, пока птенцы не улетят. Гюрз оказалось столько, что пришлось прекратить кольцевание птенцов. В то же время на залитых водой участках пресмыкающихся значительно меньше. За время обследования четырех колоний я только раз наткнулась на полоза, который лежал, свернувшись клубком, на дне опустошенного им гнезда.

Вода в значительной степени защищает воробьев и от камышового кота и других четвероногих хищников. Ведь даже кабаны не пропускают случая съесть любое живое существо, которое они могут поймать или одолеть, будь то полевка или птенцы. Белковая пища в их рационе, состоящем в основном из корешков, является лакомством, чем-то вроде конфетки после обеда. Однажды я проводила наблюдения в колонии воробьев в ту пору, когда птенцы уже были готовы к вылету.

Pages: 1 2 3 4 5