Таким сложным оказывается кормление птенцов у чаек в тех местах, где эти птицы питаются не рыбой, не моллюсками и даже не насекомыми, а довольно крупными грызунами. Не имея ни острых когтей, ни мощного клюва, ловить таких подвижных, с острыми резцами зверьков, вероятно, дело нелегкое. Для этого требуются сноровка и большая изобретательность, которые присущи почти всем видам чаек.
Во всех гнездах колпиц тоже были птенцы. Маленькие колпицы, в отличие от стройных родителей, похожи на рахитичных уродцев. Ноги у них толстые, клюв круглый и тонкий, тельце покрыто плотным белым пухом, среди которого топорщатся пеньки неразвернувшихся перьев крыла. Движения птенцов неуклюжи и медлительны.
А вот у большинства серых цапель дети почти не отличались от взрослых. Даже птенцами их назвать было как-то неудобно. Они степенно разгуливали вдоль берега или стояли где-нибудь на утрамбованной ими площадке. Однако, увидев подлетающих к острову отца или мать, они, теряя степенность, поспешно летели к своему гнезду и начинали выпрашивать корм. В одном из ближайших ко мне гнезд птенец был еще маленький, вдвое меньше взрослой птицы, и постоянно находился один. Родители прилетали к нему по очереди и редко встречались друг с другом.
При появлении отца или матери птенец немедленно принимался трещать. Издаваемый им звук напоминал отдаленный рокот электрического моторчика. Сам цапленок весь напрягался, приподнимался на слабых ножках и пытался ухватить взрослую птицу за клюв. Длинные крылья его, на которых еще не развернулись маховые перья, болтались в воздухе, как тряпки. Птенец дрожал, падал и поднимался вновь. Это была далеко не легкая работа убедить взрослую птицу отрыгнуть пишу.
Но рано или поздно уговоры и жалобы птенца действовали. По тонкой шее стройной птицы поднимался вверх большой комок. Цапленку наконец удавалось ухватиться за кончик ее клюва. И тут на дно гнезда падал сазан длиной иногда более тридцати сантиметров. В отличие от чаек, птенцов цапли большие размеры добычи, принесенной родителями, не смущают.
Их длинная шея позволяет управиться и с крупной рыбиной. Пока голова сазана переваривалась у птенца в желудке, его хвост торчал изо рта и не давал возможности закрыть клюв. Однако такой «кляп» не мешал птенцу дышать и вообще чувствовать себя превосходно. Теперь родители могли не появляться хоть до вечера.
Работники заказника ежегодно проводят кольцевание птиц. Это позволяет выяснить пути их миграций, места зимовок, сроки жизни и многие другие вопросы.