19 Apr 2010 Молодое поколение птичьих островов


Колпицы

И в этом сезоне все молодые колпицы и цапли на пеликаньем острове щеголяли с алюминиевыми кольцами на лапах. Только нигде не было видно птенцов розовых пеликанов. Лишь спустя несколько часов после того, как на острове воцарилась тишина и порядок, нарушенные установкой палатки, я увидела пеликанят.


Пеликаны в окружении чаек-воровок

Их неуклюжие фигурки буквально терялись среди множества других птиц. Птенцов оказалось всего три, хотя должно было быть около сотни. Как только они вышли на середину острова с редкой травой, их окружили взрослые птицы, в числе которых были и родители, и бездетные соседи. Каждый пеликаненок размером с раскормленную курицу напоминал городского малыша, которого бабушки, тетки и собственные папа и мама вывели на прогулку в воскресный день. Все порывались к ним с любезностями и заботами. Но родители отгоняли посторонних и старались держать детей возле себя. Переговаривались взрослые пеликаны утробным басом, как будто постоянно угрожая друг другу.

Выяснилось, что на пеликаньем острове в этом сезоне произошел несчастный случай. Когда сотрудники приехали кольцевать птенцов чаек, колпиц и цапель, у розовых пеликанов в гнездах были еще яйца. Кладка у них в этом году была необычно поздней. Люди находились в колонии более двух часов. Почти все взрослые обитатели острова в это время покинули его и держались поодаль на воде. Пеликаны уплыли дальше всех. Только чайки не поддались общей панике. Быстро вернувшись в колонию, они, не боясь людей, воспользовались отсутствием пеликанов и сожрали все их кладки из пятидесяти гнезд.

На обуреваемых родительскими чувствами бездетных розовых пеликанов было больно смотреть. А их грабители, серебристые чайки, как ни в чем не бывало расхаживали рядом. Плебейски согнувшись, они подбирали остатки еды, оброненной пеликанами. А тем и в голову не приходило, что именно чайки лишили их родительских радостей. Они безусловно, и в общем-то справедливо, считали, что в этом повинны люди. Недаром пеликаны всякий раз в страшной панике покидают остров, когда к нему причаливает лодка.

В прошлом люди систематически грабили колонии пеликанов. Рыбаки высаживались на острова и сплавины, где гнездились птицы, и забирали птенцов, чтобы вытопить из них жир. Теперь этих птиц редко кто решился бы убивать, даже если бы это сейчас и не было запрещено законом, да и сильно пахнущий рыбой жир тоже никому не нужен. Однако каждое посещение колонии людьми, даже без всяких корыстных целей, имеет тяжелые последствия. При невольном содействии человека пугливых медлительных пеликанов легко могут обокрасть любые соседи, и в первую очередь чайки. Этим сметливым и расторопным птицам помогает то, что они мало боятся людей. Так же, как и вороны, чайки ловко используют человека как помощника при ограблении чужих гнезд.

На примере пеликаньего острова можно еще раз убедиться, какую большую, а иногда и решающую роль играет человек в судьбе некоторых видов птиц. Он способен создать птичьи базары среди выжженных солнцем степей, но он же может и причинить серьезный ущерб и многое нарушить только одним необдуманным шагом.

Pages: 1 2 3