Верховье водохранилища, разлившееся по широкой луговой пойме, с каждым годом все более походит на озеро. Мелководья заняты непролазными зарослями тростника, рогоза, телореза. Лишь на месте бывшего староречья, где глубина не дает укрепиться траве, остается чистое зеркало.
К вечеру, когда ветерок прячется в камышовой чаще, оно становится гладким, цвета небесной синевы, и отраженные в нем облачка и жухлые стебли прошлогоднего тростника особо контрастны. Утихает разноперое население этого птичьего рая. Подремывают налетавшиеся за день кряквы. Чуть не бок о бок с ними отдыхают нырки, седыши и белобоки. А в стороне от всех танцуют изящные чомги. Весенний танец этих птиц, наверное, самый древний на земле.
Вода в речном русле чуть мутновата, а на маленьком плесике чиста, как в лесном роднике, и сверкает чистотой немногоцветный наряд чомг. Кажется, что они специально выбрали это место, чтобы ни соринки не пристало к холеному перу атласно-белых грудок. Их белизну можно сравнить только с девственной белизной мартовских вербных барашков, пока у тех еще не обозначилась нежная розовинка в глубине. Блестит на солнце белое перо, и при каждом движении темным огнем вспыхивают черно-рыжие воротники на тонких шеях.
Одинаковы и синхронны у обеих птиц фигуры танца, одинаковы наряды самца и самки. Только самец крупнее. Птичий танец начинается внезапно, без подготовки. Только что каждая чомга была занята своим делом. Одна, словно засветло готовясь ко сну, долго поправляла какие-то мелочи в своем безукоризненном наряде, другая из плавучего старья сооружала маленький плотик и тоже чистилась. Но вдруг обе встрепенулись, будто впервые увидев друг друга, и стремительно поплыли навстречу, чуть склонив вперед прямые шеи и нацелив друг на друга острые клювы. Вот-вот начнется выяснение отношений!
Но вместо этого чомги, едва не столкнувшись грудью, резко останавливаются, вскидывают головы и поворачивают их синхронно то вправо, то влево, будто стряхивая каждый раз капельку с кончика клюва, чтобы она не попала на партнера. «Стряхивание» продолжается недолго, не больше минуты, а потом птицы внезапно отворачиваются и быстренько расплываются в разные стороны, не останавливаясь и не оглядываясь, словно обознались при встрече, и ныряют.
Ныряют, однако, не для того, чтобы побыстрее скрыть взаимное смущение, а чтобы набрать на дне, сколько уместится в клюв, травяной ветоши. И с этими пучками, как с подарками, почти положив шеи на воду, снова спешат к тому месту, где расстались. Плывут с такой скоростью, что от каждой разбегаются по водной глади длинные волны «усы». В момент сближения обе чомги, гася разбег, встают во весь рост, будто под ними не вода, а твердая опора, и вертят головами вправо-влево, как бы хвалясь находками.
Издали их фигуры напоминают чуть наклоненные друг к другу тонкогорлые кувшинчики. В воде только ноги, но их движения, их напряженная работа не видны, а корпус птица держит неподвижно, как танцор, идущий по сцене на кончиках пальцев. Это главная и заключительная фигура танца. Постояв друг перед другом несколько секунд, чомги отбрасывают травяные пучки в сторону, ложатся на воду и, чуть отдохнув, снова, в прежнем ритме приступают к стряхиванию, кладут шею себе на спину, дотрагиваясь до перьев кончиками клювов, снова встают в полный рост, как бы отряхиваясь.