Она не отзывалась на призыв взять принесенную добычу, и самец, полетав в сторонке, укладывал обезглавленную ящерицу поперек ветки. Запасная ящерица доставалась птенцам, самке, или ее съедал сам охотник. У других хищников принесенную добычу, если никто не хочет есть, самец оставляет на гнезде, у тювиков есть для этого специальное место.
Из трех видов европейских ястребов тювик в отличие от желтоглазых сородичей — перепелятника и тетеревятника темноглаз. Если говорить точнее, у тетеревятника и перепелятника желтоглазы взрослые птицы, и цвет радужки у них не изменяется до конца жизни. А у их птенцов, пока они на гнезде, глаза серовато-голубые и желтеют после вылета.
У многих хищных и нехищных птиц такое явление, когда в детском возрасте глаза иного цвета, чем у взрослых, довольно обычно. У тювиков глаза пуховых птенцов одного цвета, слетков другого, взрослых третьего. Но самое удивительное, что у взрослых весной и в начале лета глаза черные, потом становятся карими, а к началу отлета краснеют.
Когда я начал наблюдать за парой тювиков, я был знаком с обликом этих птиц только по книгам и засомневался: они ли передо мной? Как ни всматривался я и на ярком солнечном свету, и когда птица стояла в тени листвы, и при пасмурном небе, глаза и птенцов, и их родителей были агатово-черными без всякого оттенка. В их черноте невозможно было разглядеть зрачки. Такие глаза обычно придают их обладателям выражение кротости и миролюбия.
Внутрисемейные отношения тювиков укрепляют это впечатление. Птенец, которому принесенная ящерица достается целиком, никогда не отворачивается от братьев. А те, даже голодные, не пытаются выхватить эту ящерицу из его клюва, будь он и самый младший в семье. Птенцы тювика вылупляются с теми же промежутками во времени, с какими были снесены яйца, поэтому первые выживают всегда, последний почти никогда. Его недокармливают, и он все больше отстает в росте от первенцев, становясь заморышем.
Обычно это случается в семьях тех самок, которые гнездятся впервые. Погибшего птенца мать сбрасывает с гнезда, как только он перестает подавать признаки жизни. У тетеревятника — еще хуже: отставшего в росте, слабого птенца могут убить и даже сожрать родные братья. Остальные трое-четверо птенцов получают столько корма, что утром спят до наступления жары.
При обилии добычи плотный завтрак всего выводка, когда каждому достается по целой ящерице, занимает не более двадцати минут. Отец в одиночку, может быть, и не управился бы с охотой за такое малое время, но ему помогает мать. Одну-две ящерицы ловит и она. Ее привилегия — охотиться около гнезда, тогда как самец улетает подальше, словно не замечая тех и серых и зеленых ящериц, которые греются и шмыгают поблизости. Этих надо беречь: на них слетки будут начинать свою охоту.
Нередко самец, возвращаясь с добычей издалека, подвергается неопасному нападению жуланов, чернолобых сорокопутов и даже сизоворонок. Но иногда он нарушает чужие границы, и тогда дело доходит до серьезных схваток с хозяевами.
Тювик — название звукоподражательное. Когда-то так называли этого ястреба на верхнем Дону. Потом оно стало книжным. «Тювик»— немного созвучно с призывом самца, прилетевшего с добычей. Но, пожалуй, он несколько раз выкрикивает «Куэк-куэк-куэк…», не «тювик — тю-вик — тювик…». Есть в этом крике что-то совиное, и если бы раздавался он на рассвете или ночью, то его можно было бы принять за немного искаженный клич неясыти.