И все-таки птицы не «махнули на все крылом» и принялись строить новое жилище. На этот раз они соорудили его из сухой, грубой травы. В середине лета здесь благополучно успели вырасти четыре симпатичных птенца. Уже приближался срок их вылета из гнезда, когда бормотушек постигла новая неудача.
После того как растительность на полынных пастбищах выгорела, скот стали пасти по кустам и балкам. Как-то одна из незадачливых телок, проходя рядом, зацепила пучок травы, под которым было спрятано гнездо, потянула его за собой и чуть не опрокинула всю постройку. К счастью, гнездышко не упало, а только сильно наклонилось набок. Эта семья бормотушек жила неподалеку от нашего дома, и я имела возможность видеть их всякий раз, когда шла за водой к колодцу.
Таким образом, их жизнь проходила как бы на моих глазах. Пораздумав, я не стала ремонтировать пострадавшее жилище — птенцы могли испугаться и выпорхнуть раньше срока.
Воробьиные птицы обычно начинают насиживать кладку после того, как снесут последнее яйцо. Но жаркий воздух середины июня, когда откладывались яйца, сделал свое дело — птенцы у бормотушек оказались разного возраста.
Первый и второй вылупились раньше и были уже готовы к вылету, а два других еще не собирались оставлять гнездо. Если бы не причиненные разрушения, старшие дождались бы младших и покинули свой дом вместе с ними. Но теперь все изменилось.
В накренившееся гнездо стали попадать солнечные лучи. И хотя день был достаточно прохладный, самка поспешила позаботиться о тени. Она встала в центре летка и, расправив коротенькие крылышки, превратилась таким образом в маленький зонтик. Великовозрастные дети под ним уже не умещались и их головки с разных сторон торчали наружу.
В поведении пернатых многое определяется инстинктом. Довольно сложные действия они могут совершать, не учась и не «рассуждая». Но в жизни немало случаев, когда одними запрограммированными поступками не обойтись. Более того, при непредвиденных обстоятельствах они не только не помогают найти правильный выход, но начинают мешать.
Так произошло и с бормотушкой. Она, как робот, продолжала укрывать гнездо от солнца, не замечая того, что птенцам это уже не нужно и они в состоянии сами найти затененное место. Вскоре они так и сделали. Два старших ускакали в кусты, там их нашел и стал кормить отец. Два младших выбрались за край жилища, уселись в его тени и стали спокойно чистить перышки.