Птицы обычно избегают таких насекомых. Сначала по утрам я раскладывала на площадке черепашку. Из фанерного домика было хорошо видно, как ведет себя каждый из ее посетителей.
Первой на площадке появилась фазанка со своими маленькими птенцами-пуховичками. Она тотчас обратила внимание на клопов и сразу съела несколько штук. Было видно, что птица уже знакома с этим кормом. Птенцы же не обратили на него никакого внимания.
Тогда случилось неожиданное: мать стала брать насекомых в клюв и заботливо подавать их каждому из детей, приучая к новой пище. Фазанята проворно хватали предлагаемых черепашек, а затем, распознав их вкус, принялись отыскивать и брать их с земли сами. На другой день они уже легко обнаруживали разложенных на площадке клопов и хватали их наперегонки, не дожидаясь команды фазанки.
А вот колорадских жуков ни один фазан не ел. Птицы их будто не видели, хотя благодаря контрастной окраске — оранжевой, с продольными черными полосками — они были видны с большого расстояния. Эти жуки обладают отталкивающим вкусом не только для птиц, но и для многих хищных насекомых, и уже сама их окраска как бы предупреждает об этом.
Естественно, что небольшой пятачок леса, заселенный необычайно плотно зайцами и фазанами, притягивает к себе хищников со всех сторон. С каждым из них охотничьему хозяйству приходится вести жестокую борьбу.
Надо сознаться, что истребление лисиц, многих видов хищных птиц и даже ворон, которые вовсе не заслуживают доброго слова, производит угнетающее впечатление. Но особенно больно и страшно бывает смотреть на уничтожение бродячих собак. Как-то утром мне встретился егерь, ведущий на кордон молодую дворнягу, пойманную в лесу. В глазах пса была радость, что наконец-то он кому-то понадобился и не будет больше в одиночестве скитаться по кустам, добывая пропитание…
У него в желудке оказалось шесть зайчат. Собака не виновата в том, что она бездомна. Такой ее сделал человек. А за его легкомыслие и беззаботность расплачиваться своей шкурой приходится незадачливому псу, да еще зайчатам и фазанятам, которых он успел изловить.
Нет, интенсивное охотничье хозяйство не рай, куда ворота открыты для всех. Правда, животным растительноядным, безобидным, здесь хорошо. Но другим здесь места нет. Я пробовала спорить с директором, защищая последний выводок лисиц и луней. Но он сразил меня веским доводом: где я видела в природе столько фазанов и зайцев? Действительно, такое количество их можно встретить только на ферме, где хищникам нет места.