Примером рациональной эксплуатации сельскохозяйственных земель с учетом охраны и интенсивного использования диких животных может служить Нижне-Кундрюченское опытно-показательное охотничье хозяйство.
Расположено оно в центральной части Ростовской области. Общая площадь его довольно обширна — 75 тысяч гектаров, но основную ее часть — 78% составляют распашные поля, 13% земли используется под выпас и сенокос, и только 9% приходится на леса и озера. На этой территории организовано два заказника, в которых ведутся работы по разведению дичи.
Один из заказников — Журавская огибь расположен в излучине большой красивой реки Нижней Кундрючки, притока Дона. На ее берегах растет лиственный лес с подлеском из терна. В него вкраплено множество мелких озер, заводей и полян. Работники лесхоза долго не могли смириться с «пустыми», на их взгляд, безлесными участками и порывались засадить их сосной. Однако как раз сочетание полян, кустарниковых зарослей и перелесков оказалось тем, что нужно фазанам, серым куропаткам и зайцам-русакам.
Из Майкопского фазанария в заказник привезли и выпустили 155 трехмесячных фазанят. Они были выведены в инкубаторе и выращены в вольерах. По словам директора Нижне-Кундрюченского хозяйства, птенцы были здоровыми, бодрыми и могли легко освоиться на новом месте. Но у них обнаружился один большой порок — отсутствие чувства страха.
Цыплята в замешательстве бегали друг за другом, предпочитая в основном дорожки, и оказались совершенно не приспособленными к самостоятельной жизни в лесу. Егеря постоянно дежурили возле своих питомцев. Для неопытных новоселов было сделано 60 площадок, на которых выкладывался корм, необходимые птенцам камешки — галька и ставились поилки с чистой водой. Перед началом эксперимента в заказнике были уничтожены все хищники: лисицы, енотовидные собаки, вороны, сороки, луни, ястребы, бродячие собаки, кошки и даже ежи.
И фазанята прижились. Они благополучно перезимовали, повзрослели, а весной загнездились и успешно вырастили птенцов. Выводки стали расходиться по всему хозяйству и даже за его пределы. Уже через два года численность птиц настолько возросла, что их стали отлавливать для расселения в другие районы и области. Фазаны одичали и хорошо приспособились к самостоятельной жизни в лесу и потому гораздо легче обосновывались на новых местах, чем птенцы, выращенные в фазанариях. На нижне-кундрюченских фазанов появился большой спрос. В заказнике ежегодно начали отлавливать сначала сотни, а затем тысячи птиц и перевозить их в другие хозяйства.
На тщательно охраняемой территории сложились прекрасные условия дли жизни зайцев-русаков, которых вскоре развелось так много, что их также начали отлавливать и выпускать в других местах. Продавая различным организациям на развод фазанов и зайцев, хозяйство стало получать приличный доход.