26 Apr 2010 Фазанарий

Двухнедельных птенцов переводят в вольеры на открытом воздухе. Поскольку малыши еще нуждаются в обогреве, им ставят электрическую «наседку». Этот куполообразный прибор похож на нарядную покрышку, которую надевают на чайник для сохранения тепла. Тепло он излучает с потолка. Вход под уютную крышу занавешен со всех сторон мягким легким материалом — как бы «юбкой». Такая оборка не мешает птенцам входить внутрь и выходить наружу.

Так молодых птиц растят до полутора или двух месяцев, пока не придет срок выпускать их в охотничьи угодья. Климат Астраханской области благоприятствует искусственному выращиванию молодняка. Летом здесь постоянно высокая температура, дожди бывают очень редко, недостатка в солнечном свете нет. Птенцы не переохлаждаются, не простужаются, растут здоровыми и крепкими, а потом хорошо приживаются на воле.

Как это почти всегда бывает, активное покровительство людей хотя бы одному-двум видам птиц положительно сказывается и на многих других видах. Лес на территории фазанария с бережно сохраняемым подлеском населяет множество птиц. Больше всего мне запомнились там ремезы. Эти мелкие, чуть побольше стрекозы, синички, навесили пуховых гнезд на концевых веточках ивы и лоха над ериком, над вольерами и возле домов.

Одно из них повисло на тоненькой ветке у крыльца здания инкубатора. Оно раскачивалось при малейшем ветерке. Когда же в гнездо залетала взрослая птица, весь ватный шарик начинал содрогаться, как при землетрясении, — это внутри энергично двигались и толкались птенцы.

О благополучии куропаток и фазанов заботился человек. Ремезы беспокоились о себе сами. 23 июня их домик стал трястись от внутренних толчков особенно лихорадочно. Это означало, что дети уже изрядно подросли. Тогда самец, не дожидаясь их вылета из гнезда, приступил к постройке нового жилья. На том же дереве, но с противоположной стороны, он выбрал тоненькую ветку, которая кончалась вилочкой из двух коротких гибких прутиков.

Каждый из них птица принялась старательно обматывать растительным пухом. Особенно большая порция строительного материала была уложена в месте развилки. Здесь предполагалось крепить будущее гнездо к ветке. Чтобы намотать толстый жгут, который по размеру едва уступал самому строителю, ремезу приходилось бегать вокруг ветки по спирали. Затем птица соединила самодельной веревочкой из плотно уложенного и перевитого пуха нижние концы двух веточек, и получилась воздушная петля – каркас будущего гнезда.

Оконнательное возведение постройки-шара ремез начал с дна. К концу первого дня она напоминала основу для фонаря «летучая мышь». К концу второго дня стенки гнезда поднялись уже наполовину, так что получилось подобие подвешенной за ручку вазочки для конфет. Ремез работал с большим усердием, видно было, что ему просто не оторваться от дела. Он забыл про еду и только время от времени на короткий срок прерывал свое занятие, чтобы слетать за кормом для птенцов.

Самка же была поглощена выводком. Она, как мышка, шмыгала среди травы и ветвей в поисках зеленых тонкокожих гусениц. Каждую находку она торопливо несла в гнездо и с удивительной точностью на полной скорости попадала в его узкое отверстие.

Pages: 1 2 3 4 5