В двух дуплах (или гнездовьях) на одном дереве имело место одновременно гнездование и птиц дуплогнездников разных видов: большого пестрого дятла и мухоловку-пеструшку (расстояние между дуплами менее 1 м), большую синицу и мухоловку-пеструшку (2,5 м), поползня и большого пестрого дятла (около 1 м), скворца и полевого воробья (1,5 м), большую синицу и полевого воробья (5 м) и т. д. (Благосклонов, 1950).
Взаимное конкурентное подавление как в масштабе популяций, так и у двух территориально близких пар разных видов нередко встречается в природе. До настоящего времени нет единого мнения при объяснении причин межвидового территориализма такого типа. С одной стороны, считается, что это явление адаптивного характера и дополняет явление внутривидового территориализма, с другой — высказывалось мнение, что межвидовая агрессивность при распределении территории всего лишь ошибка, т. е. самец принимает за свой вид птицу другого вида.
Вряд ли это так хотя бы потому, что внутривидовые столкновения самцов (по крайней мере мухоловок-пеструшек) носят, как правило, турнирный, даже ритуальный характер, а столкновения между птицами разных видов — ожесточенные стычки без каких-либо правил порядка ведения борьбы. Ведь примеры смертельного исхода территориальных столкновений, которые приводятся в литературе (начиная с Говарда, 1920), чаще всего относятся к разным видам, хотя внутривидовые столкновения весьма многочисленны, а межвидовые относительно редки.
Среди закономерностей межвидовой территориальной агрессии можно отметить три обстоятельства. Во-первых, агрессия проявляется, как правило, в отношении самцов экологически близких видов. М. М. Беляев (1937, 1938) отмечал, что появление в значительных количествах мухоловок-пеструшек в Сокольниках, под Москвой сопровождалось уменьшением численности серых мухоловок. В некоторые годы было обратное соотношение численности этих двух видов мухоловок. Подобная закономерность отмечена и в отношении одновременно гнездящихся пар этих видов (на Большевской и Звенигородской биологических станциях университета). Если за наличником окна поселяется серая мухоловка, то в ближайшем синичнике нет пеструшки. Отметим, что оба этих вида имеют одинаковое для всех мухоловок опознавательное движение — потряхивание время от времени крыльями.
Чернолобый сорокопут и жулан в полезащитных полосах выдерживают расстояние между гнездами так, как если бы это был один вид (для сорокопутов типичное движение — «вращение» хвостом). У некоторых конкурентов дроздовых птиц при распределении гнездовых территорий наблюдаются жестокие драки самцов зарянки и горихвостки. По-видимому, несовместимы соловей и варакушка.
Во-вторых, межвидовая территориальная агрессивность свойственна разным видам птиц в неодинаковой степени. Из лесных птиц Подмосковья более всего повинна в этом обыкновенная горихвостка. Она нападает почти на всех птиц такого же размера, особенно дуплогнездников (в начале гнездования). Самцы горихвосток агрессивны и в негнездовое время при содержании их в вольере вместе с другими птицами и нередко убивают соседей по вольере. Так же поступают большие синицы, иногда лазоревки. Можно предположить, что горихвостки экологически близки многим видам. Для них конкуренты по пище — птицы, собирающие корм на земле, на кустарниках, в кронах деревьев и даже ловящие добычу в воздухе.
Интересно, что исследование экологии белошапочной горихвостки показало ее резко выраженную агрессивность в отношении нескольких видов птиц, особенно горихвостки-чернушки (Phoenicurus ochruros). Это наводит на мысль, что повышенная агрессивность — не только видовой, но и родовой признак горихвосток.