19 Apr 2010 Серые журавли в Хоперском заповеднике

В отношениях к большинству животных ручной журавль был довольно агрессивен. Он нападал на всех, кто был меньше него, и коварно пытался нанести удар в глаз. Собаки и кошки его боялись, кур он как будто не замечал, а за грачами и воронами гонялся с вытянутой шеей и нацеленным острым, как копье, клювом. К концу лета журавушка уверовал в свою силу и стал нападать на незнакомых людей, особенно если обнаруживал, что кто-то его боится.

Ребятишки любили птицу и затевали с ней шумные игры. Журавушка гонялся за ними по улице, а они разбегались врассыпную и прятались по дворам. Дети доставляли птице удовольствие чувствовать себя победителем. А хозяйки огородов журавля недолюбливали. Часто, охотясь за личинками майского жука, а иногда и просто ради развлечения, он раскапывал землю и вытаскивал посаженные картофелины.

Мне очень хотелось посмотреть, как ведет себя журавушка в его родной обстановке, на болоте. Неподалеку от поселка было озеро с низкими берегами. Туда я и вздумала отвести птицу в один из приездов на центральную усадьбу заповедника. Но как справиться хотя и с ручным, но чрезвычайно самостоятельным существом? Я улучила момент, когда журавушка со скучающим видом стоял напротив своего дома в большой луже посреди дороги, и, взяв кусочек хлеба, поманила его к себе. Угощение он съел, но идти следом не собирался. Моя навязчивость явно начала его сердить. Тогда я попробовала гнать птицу впереди себя, как козу. Журавль начал угрожать мне клювом.

Однако стоило потеснить его к огородам, как он, видимо, понял, что предстоит прогулка на озеро, и робко последовал сзади. На берегу мы сразу подружились. Неторопливо расхаживая у уреза воды, журавушка начал разыскивать себе пищу: в поисках мелкой живности переворачивал прибитые водой стебли тростника, вытаскивал на сухое место и внимательно осматривал пучки водорослей. С удовольствием глотал он ряску, а в растениях покрупнее больше интересовался корнями – вытащит их со дна, тщательно прополощет, а затем пробует каждый корешок в отдельности, решая, можно ли его съесть.

Время от времени журавушка отходил от воды и принимался раскапывать землю на влажном берегу: совсем как грач, делал клювом глубокие ямки и вытаскивал оттуда дождевых червей и личинок жуков. За полчаса он перекопал почти два квадратных метра влажной почвы. Увидев раньше такую площадку в лесу, и бы приняла ее за порои кабана.

Удивляло разнообразие приемов добывания пищи у животного, которое первый раз оказалось в естественной обстановке. Вытянув шею и замерев, как цапля, журавль подкарауливал кого-то в воде. Как дятел, долбил он мокрую корягу на берегу, причем проделывал эту нелегкую работу с видимым удовольствием: отщипнет кусочек, бросит, тщательно осмотрит образовавшуюся дырку и опять долбит. Не пренебрегая и мелкой добычей, птица, высоко поднимая ноги, расхаживала по зарослям густой прибрежной травы, склевывая со стеблей и листьев комаров.

В противоположность своим диким сородичам, которые общества человека явно избегают, журавушка постоянно следил, чтобы я не оказалась от него слишком далеко. Стоило отойти более чем на три метра, он тут же бросал свои дела и бежал следом. Одиночества он явно страшился и поэтому внимательно следил за каждым моим шагом. Чувствовалось, что птице просто необходимо жить в стае, хотя бы маленькой.

Pages: 1 2 3 4 5