Крупные хищные птицы — орлы, орланы, сипы, грифы — почти не имеют врагов в природе. Гнезда свои они не прячут, птенцов у них бывает мало, и развиваются они медленно.
Именно эти виды оказались наиболее уязвимы к так называемому антропогенному воздействию, то есть к изменению среды, вызываемому человеком. На них губительно отражается и сокращение числа их жертв, и появление сети проводов, и загрязнение среды ядохимикатами. И еще одно обстоятельство тяжелым бременем легло на хищников. Начав охотиться, человек увидел в них своих конкурентов и начал беспощадно преследовать, разоряя гнезда и отстреливая самих птиц.
Охотникам даже вменялось в обязанность – и всячески поощрялось — уничтожение вредных видов. Но умение четко различать хищных птиц доступно лишь специалистам, и под выстрел попадали не только приносящие вред в охотничьих угодьях ястреба и болотные луни, но также исключительно полезные для сельского хозяйства степные орлы, орлы-могильники, канюки, луговой и степной луни.
Это привело к тому, что численность всех хищных птиц резко упала, а некоторые из них оказались на грани вымирания. В последние годы отношение людей к хищникам в значительной степени изменилось, хотя и до сих пор случается, что неудачливый охотник в сердцах поднимает ружье на канюка и осоеда, неприязненно называя их всех ястребами.
Во многих странах места гнездовий крупных хищных птиц специально охраняются. Чтобы орлы могли поселиться в безлесной местности, сооружают специальные платформы, которые устанавливают на столбах. Особое внимание охране отдельных видов уделяется в странах, где численность их катастрофически низка.
Сокол балобан
В Дьяковском лесу около полувека тому назад гнездились степной орел, могильник, беркут, орлан белохвост. Теперь здесь тоже встречается немало хищников, но размерами помельче. На деревьях в вороньих гнездах поселяются мелкие представители подотряда соколов — обыкновенная пустельга и кобчик, а также сокол покрупнее — балобан.
На земле среди высокой травы находят пристанище луговые луни. Почти в каждой рощице обитает пара коршунов. Одно гнездо этих птиц было неподалеку от нашего лома, у дороги. Оно располагалось на конце длинной боковой ветви сосны в шести метрах от земли. С его обитателями мы встречались по нескольку раз в день.