28 Apr 2010 Жаворонки с трамвайной остановки

Это заметил второй и, стремительно подбежав, выхватил семечко буквально изо рта, хотя рядом на снегу чернело еще несколько таких же. Этот поступок был немедленно наказан, и виновнику была задана небольшая, но серьезная трепка, смысл которой он понял правильно. Жаль, что у жаворонков самцы и самки — как две капли воды, и не удалось узнать, кто кого «учил».

Так хохлатый жаворонок поступает не только со своими родными, но и с воробьями, которых голод делает настолько смелыми, что они, терпя тычки и щипки, торопливо клюют корм, который он, жаворонок, считает своим. А ведь этот жаворонок не просто вдвое тяжелее воробья — удары его клюва чувствительны даже для руки взрослого человека, и птица, отстаивая свои права, вкладывает в них всю силу. Так что, осуждая воробьев за бесцеремонность, следует им же и посочувствовать.

Искать корм жаворонки начинают раньше всех других дневных птиц, а на ночлег улетают последними, уже в сумерках. Где спят и как? В деревнях — у хлевов, где на зиму на задах вырастают кучи навоза, на улицах, где высыпают печную золу. Тепла, понятно, этот пепел долго не хранит, но в сухой золе, как и в сыпучей пыли, лежать не так зябко, как на снегу. На ночлеге пара обязательно вместе, и кто-то заметит или почувствует опасность первым.

Жаворонок — дневная птица, но, потревоженный во сне, мгновенно, без промедления свечой взвивается в темное небо — только его и видели. Не знают вот, как ведут они себя во время ночных снегопадов. Были случаи, чтобы посмотреть, но не хотелось тревожить птиц среди ночи, не имея возможности хотя бы малым возместить это беспокойство.

Им даже днем помочь довольно сложно. Не удается подкормить из-за их же собственной осторожности и недоверчивости. Они смелы и кажутся доверчивыми, пока не замечают обращенного на них внимания, и пугаются любого направленного в их сторону движения, настораживаются от постороннего взгляда. Тот взмах руки, на который непременно слетаются воробьи и голуби, вызывает у них неоглядное бегство. И приходится хитрить, изобретать способ, чтобы независимые птицы «соизволили» склевать хотя бы несколько крошек или зерен, чтобы насыпанное для них не склевали вездесущие воробьи.

Не избалованы эти птицы заботой и вниманием, которые достаются, ну, скажем, синицам. И к сожалению, не только горожане, но и те, кто ближе к природе, не замечают скромную и удивительную птицу-соседку. В одну из недавних зим я спросил школьников в большом донском селе, как они в трудную пору помогают птицам.
— Синиц кормим.
— А кроме синиц?
— У нас только синицы, воробьи и сороки. Больше никого.

Пришлось показать на двух хохлатых жаворонков, которые у школьного порога клевали раскрошенный буквально в пыль кусочек печенья. Удивились, узнав, что эти свойские птахи — жаворонки.
— Это же хохлушки! — чуть ли не с разочарованием выкрикнул паренек.

Pages: 1 2 3 4 5 6