28 Apr 2010 Властелины воздуха

В животном мире убийство на охоте неосуждаемо. Хищник убивает жертву, чтобы быть сытым или хотя бы детей накормить. Гадюка убивает мышь, лиса — зайчонка, ласточка — муху, стрекоза — комара, лещ — мотыля. Убийства по другим мотивам или случайные крайне редки. Стриж, однако, убивает птиц своего роста или даже крупнее затем, чтобы завладеть их гнездовьем и вывести в нем своих птенцов.

Он не изгоняет владельцев дупел или домиков, как поступают с мирными хозяевами скворец и воробей, а лишает наседку жизни прямо на гнезде, чтобы исключить дальнейшее выяснение отношений и попытки бывших владельцев «возвратить недвижимость». Та же участь постигает и чужих птенцов, если они уже вылупились. Оставшиеся в гнезде яйца стриж тоже прокалывает когтями, чтобы погасить жизнь под их скорлупой.

Ни убитую хозяйку, ни ее птенцов или яйца наружу стриж выбросить не может и просто распихивает их по углам гнездовья, растаптывая уютное гнездышко на свой лад.
При избытке пригодных для гнездования мест у стрижа нет необходимости проявлять дурные наклонности. Но в том-то и беда страдающих от него птиц, что он прилетает позднее всех тех, кто гнездится в укрытиях, и почти все подходящее уже занято.

А скворцы, так те и птенцов уже выкармливают. Часты такие происшествия в лесной зоне, где издавна стрижи гнездились в дуплах. Там и склонность к насильственному захвату чужого жилья распространена шире и как бы традиционна. У городских стрижей мест под крышами и в щелях стен новых и старых зданий хватает, но и там, пусть редко, они тоже становятся захватчиками.

Не со всеми, конечно, удается одинаково. Если мухоловка или горихвостка совершенно беспомощны перед «агрессором», то гнездом домового воробья можно завладеть лишь в отсутствие хозяев. Иначе приходится спасаться постыдным бегством самому: стриж удирает от воробья!

Сунувшись в воробьиное гнездо, он, видимо, успевает получить тычок от хозяина и не вылетает, а прямо таки выбрасывается из-под крыши, камнем падая к земле, чтобы, имея преимущество в скорости, оторваться от разъяренного воробья и не получить удар в спину на глазах у всех. Лишь у самой земли черная птица разворачивает крылья и, полого набирая высоту и скорость, уносится прочь.

Но уж если удалось ему воспользоваться минутным отсутствием воробьев и забраться в их гнездо, хозяином становится он. Вернувшиеся домой изумленные владельцы уже не смогут выдворить и вдвоем засевшего в гнезде стрижа, они будут лишь чимкать у входа под истошный визг захватчика, словно бы угрожающего: не подходи!

Pages: 1 2 3 4 5 6