В Кызыл-Агачском заповеднике существует одна из самых многочисленных и замечательных колоний цапель и бакланов. Птицы обосновались на одном из участков большого мелководного Калиновского лимана.
Весной глубина воды здесь от одного до полутора метров, к осени уровень ее падает. Значительная часть мелководья заросла тамариксом. Лишь отдельные деревья поднимаются над водой выше трех метров, и скорее их можно назвать кустами. Толщина темных стволов не превышает десяти сантиметров, хрупкие веточки усыпаны крошечными листочками, так что весь этот водяной лес довольно прозрачен.
Египетские цапли
Птицы гнездятся на Калиновском лимане давно. Еще до образования заповедника небольшие поселения египетских и белых цапель были разбросаны по сельскохозяйственным районам, возле рисовых полей, но после того как в орошаемой зоне стали выращивать только хлопок и овощи, все цапли переселились сюда. Многие из них здесь не только гнездятся, но и кормятся на прибрежных участках и сухих лугах.
Однако так же, как и журавли, живущие в Хоперском заповеднике, многие птицы из Кызыл-Агача посещают сельскохозяйственные земли. Особую тягу к ним имеют египетские цапли. Большую часть времени проводят они на пастбищах, охотясь за насекомыми, которые выпрыгивают из-под копыт пасущегося скота. А когда начинается сенокос, эти птицы перекочевывают на луга и стайками следуют за тракторами, хватая саранчу и кузнечиков среди полегшей травы.
Таким образом, во время кормежки птиц не пугают ни трактора, ни пасущийся скот. Однако выращивать птенцов и цапли, и бакланы предпочитают там, где люди не появляются. И такая предусмотрительность не случайна, в этом мне пришлось убедиться впоследствии на собственном опыте.
Мне посчастливилось побывать в знаменитой колонии летом. Поездка туда производит огромное впечатление. Мы доехали до Калиновского кордона на машине, а затем, пересев на моторную лодку, промчались около семи километров по извилистому каналу среди мелководных разливов. С обеих сторон к нашей узкой водной тропе подступали заросли влаголюбивых растений, среди которых преобладали кусты тамариска. Они были покрыты нежными белыми и розовыми цветами, источающими тонкий аромат. Наверное, так выглядят райские сады.
От канала по мелководью пришлось переправляться на плоскодонной лодочке — кулазе. Показывала мне колонию молодая сотрудница заповедника.