26 Apr 2010 Дьяковский лес

Многие местные жители собирают в лесу лекарственные растения. Ходят даже слухи, что среди старожилов одного из ближайших сел, Дьяковки, то ли были, то ли еще есть знахари. Я спрашивала знакомых старушек, какая трава от чего помогает. Но поняла с их слов одно: почти все растения полезны. Трудно сказать, отличаются ли дьяковцы долголетием, но во всяком случае они люди исключительно доброжелательные и веселые.

Протянувшийся полосой в 25 километров при ширине всего 5 километров лес привлекает людей из разных мест. В выходные дни здесь скапливается до двухсот легковых машин.
На территории лесничества имеется охотничье хозяйство. Осенью и зимой здесь отстреливают кабанов, лосей и зайцев. Постоянно ведется охота на волков.
Короче говоря, на небольшом лесном участке среди полей сосредоточены самые различные интересы и сельских жителей, и горожан.

Однако это множество людей объединяет одна общая черта: все как-то особенно уважают и любят и лес, и его обитателей. Я ни разу не видела, чтобы не только взрослые, но и дети обидели какого-нибудь зверька или птенца, хотя многие гнезда были на виду, на невысоких деревьях и достаточно легко доступны. Прямо у дороги на тонких осинах поселились серые цапли. На окраине леса на березах чернеют грачевники. На одиноких старых раскидистых соснах гнездятся канюки, коршуны и даже всюду ставшие редкостью крупные соколы балобаны. В летнее время до открытия охоты зайцы по утрам доверчиво выходят на свободное от росы полотно песчаной дороги причесать шерстку и умыться.

Мы с моей помощницей разместились в центре лесничества. Отсюда было недалеко до всех нужных нам угодий, в том числе и до больших массивов полей. Облюбовали мы себе помещение в большом доме, одну половину которого занимал пастух, а вторая пустовала. Из заготовленных лесниками на зиму метел были устроены пружинистые, но довольно скрипучие ложа. Стол соорудили из кирпичей, а стулья и даже диван – из брикетов прессованного сена. Нашими соседями, кроме пастуха и его собак, оказалась пчелиная семья – улетевший с пасеки рой, который жил на чердаке и в жаркий день усиленно гудел. Через щели на пол то и дело падали трутни.

Возле нашего дома стояла тракторная бригада. По утрам сюда доставляли рабочих. Весь день в саду и и ближайших лесных посадках шумели машины. В шесть часов вечера все разъезжались по домам в поселки, немного попозже пастух загонял телят, и лес становился безлюдным. Таким он оставался до утра. За это время даже особо осторожные звери и птицы успевали покормиться.

В девять часов вечера, когда солнце скрывалось за горизонтом и небо становилось темно-розовым, на посадки тыквы выходили кабаны. Поджарые, длиннорылые, на фоне заката они казались почти черными. В отличие от заповедника, здесь эти звери были довольно мелкими и трусливыми. Почуяв человека, они спешили скрыться, подняв щетину на загривке.

Когда совсем смеркалось, над нашими окнами начинала кричать маленькая, размером чуть побольше скворца, сова сплюшка. Голос ее, в отличие от многих сов, не только не нагоняет страх, но даже кажется мелодичным. Птица размеренно минорно свистела «сплю, сплю», хотя сама только что вылетела на охоту за ночными бабочками. Нас же эти звуки усыпляли очень быстро.

Утром будил нас удод. «Уп-уп, уп-ум» повторял он, сидя на крыше и заглядывая в трубу. Печка в доме давно развалилась, и в дымоходе у удодов было гнездо. Вокруг по всему лесу с рассвета галдели воробьи. Ни в одном лесу мне не приходилось встречать такого множества молевых воробьев. Здесь отсутствуют мелкие хищники из куньих и змеи, а до посевов проса – мест кормежки – рукой подать. Они начинаются на краю леса. Правда, дуплянки, которые в изобилии вывешивают работники лесхоза, в основном занимают более сильные скворцы. Старые жилища большого пестрого дятла заселяют эти же птицы.

Pages: 1 2 3 4 5 6